Графический дизайн
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сфер жизни, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Применения термина
Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которая была получена по окончании работы.
История
Наступление эпохи книгопечатания
Самой первой из известных нам напечатанных книг является буддийская священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных деревянных блоков в 868 г. во времена правления китайской династии Тан (618—906). В начале XI в. с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960—1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.
Мировые школы графического дизайна
Русский конструктивизм (1920-е годы), американская рекламная графика (1930—1950-е годы), швейцарская школа графики (1950—1970-е годы), польская школа плаката (1950—1970-е годы), кубинская школа плаката (1960-1980-е годы), японская школа плаката (1960—1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.
Всемирная организация по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).
Разделы графического дизайна
Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
- Типографика, каллиграфия, шрифты, книжное оформление
- Фирменный стиль (корпоративный стиль), в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки
- Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы)
- Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты
- Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой
- Задачи веб-дизайна
- Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ
Графический дизайн становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин. Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.
Профессиональное компьютерное программное обеспечение:
- Для офсетной полиграфии: Adobe Photoshop, Gimp (работа с растровыми изображениями), Adobe Illustrator, Inkscape (работа с векторными изображениями), Adobe InDesign и QuarkXPress (верстка страниц)
- Для наружной рекламы и трафаретной печати: Corel Draw
Основные продукты графического дизайна
Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Например, упаковка товара может включать в себя логотип или другое изображение, организованный текст и чистые элементы дизайна, такие как формы и цвет, способствующие единому восприятию картинки. Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
- книжные макеты и иллюстрации
- рекламные и информационные плакаты
- графическое решение открыток и почтовых марок
- оформление грампластинок и DVD дисков
- корпоративный стиль компании и его основной элемент — логотип
- буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция
- упаковки, этикетки, обложки
- сувенирная продукция
- интернет-сайты