Информационный дизайн

Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов.

В информационном дизайне традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования сложных и неструктурированных данных в ценную, осмысленную информацию. С помощью картинок, символов, цвета, слов происходит передача идей, иллюстрация данных или визуализация отношений.

Дино Карабег дал следующее определение информационного дизайна:

Информационный дизайн — это дизайн информации (Information design is the design of information).

В цитируемой работе определение развёртывается: информационный дизайн противопоставляется традиционному информированию, при котором профессионалы в своей области ведут информационную коммуникацию традиционными средствами, используя традиционные для той или иной сферы деятельности каналы.

Для информационного дизайна важны ответы на следующие вопросы:

  • Каковы цели информации в данной культуре?
  • Как они могут достигаться эффективнее?
  • Каким новым целям может служить информация?
  • Как информация должна быть представлена, чтобы достичь целей?

В своей статье Герлинде Шуллер (Gerlinde Schuller) приводит следующую формулу информационного дизайна:

Информационный дизайн = Сложность + Междисциплинарность + Экперимент

с данными ниже объяснениями. Информационный дизайн

  • делает сложные наборы фактов доступными восприятию,
  • требует междисциплинарного подхода к коммуникации, например, сочетая умения графического дизайна, трёхмерного дизайна, цифровых технологий, когнитивистики, теории информации, культурологии,
  • следует развивать в направлении экспериментирования, расширяя репертуар средств и не исключая из рассмотрения сложные системы.

В сборнике Information design Джеф Раскин заявил, что «информационный дизайн» — неправильное название, так как саму информацию нельзя проектировать, в отличие от способов её передачи и представления.

Принципы

Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем.

Информационный дизайн строится на функциональных и эстетических принципах.

К функциональным принципам можно отнести:

  • облегчение понимания и обучения;
  • чёткая структура сообщения;
  • ясность;
  • простота;
  • единство (англ. unity) элементов сообщения;
  • обеспечение высокого качества сообщения;
  • уменьшение стоимости.

К эстетическим принципам относятся:

  • гармония и пропорциональность.

История

Термин англ. information design, обозначающий междисциплинарную область исследований, появился в 1970-х. Некоторые графические дизайнеры стали использовать этот термин, а в 1979 году стал выпускаться журнал «Information Design Journal». По воспоминаниям редактора журнала, новое издание имело целью привнести дизайнерский процесс (планирование) в информационную коммуникацию, содержание и язык в дополнение к форме, в противовес броской информационной графике той поры. Необходимость наглядного представления информации возникла давно, и характерные для информационного дизайна работы в виде инфографики появились задолго до определения самого понятия:

  • Иллюстрация из «Эссэ о рабстве и коммерции рода человеческого» Томаса Кларксона, 1786;
  • Карта распространения холеры Джона Шоу, 1854;
  • Марш Наполеона Шарля Минарда, 1861;
  • Карта лондонской подземки Харри Бека, 1933;
  • Диаграмма отношения музыкальных нот Куинби (англ. E.J. Quinby), 1941

и другие.

Методы дизайна

Сортировка карточек

Сортировка карточек является одним из методов проектирования структуры веб-портала или программного приложения, в котором участвуют потенциальные пользователи. Метод направлен на выявление структуры, упрощающей нахождение нужной информации пользователями. Суть метода заключается в распределении карточек с названиями материалов сайта по группам. Имеются открытая и закрытая разновидности метода, в зависимости от того, имеют ли пользователи возможность создавать свои группы или же набор групп жёстко задан. К достоинствам метода относятся его простота, дешевизна, быстрота проведения, проверенность временем, привлекательность для пользователей. К недостаткам можно отнести отсутствие учёта задач пользователей, разброс результатов, трудоёмкость анализа результатов, возможная поверхностность.

Распространённые приёмы

Акцентирование

Изменением различных параметров текста (размера и начертания шрифта, позиции, и т.п.) можно добиться контраста для части текста, на который необходимо обратить внимание читателя.

Параллельное изложение

Заметки на полях — параллельные тексты, фонарики (жарг.) — помогают привлечь внимание к наиболее важным моментам.

Добавление «воздуха»

Значимые части материала можно выделить путём окружения его пустым пространством — «воздухом». «Воздушный» документ и его части приятнее и легче читать, придаёт тексту изящество.

Излишняя усложнённость

Одной из проблем с информационным дизайном можно считать его излишнюю усложнённость (англ. over-designed), которая может выражаться в наличии отвлекающих внимание элементов.

Применение

Информационный дизайн находит применение в различных областях деятельности, таких как:

  • информационные материалы (в любом виде) и формы для получения информации;
  • внутренний документооборот предприятия;
  • указатели и организация среды для ориентации (англ. wayfinding) в пространстве.